Участие в городской конференции " Деятельностный подход к организации образовательного процесса в ДОУ" 28.03.2012г.

«Использование универсальных игровых макетов для развития самостоятельной деятельности детей в МБДОУ детском саду № 359 г.о.Самара»

Выступление старшего воспитателя Калиновой О.А.

 Федеральные Государственные Требования  в дошкольном образовании направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

         «Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Необходимыми условиями организации самостоятельной деятельности выступают:

- опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности.

- создание особой предметно-пространственной среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко ее менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач.

Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это прежде всего играющий с детьми взрослый-партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения) как более сложного способа построения игры и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.

Поэтому организация самодельной макетной игровой среды является  значимым компонентом проводимой работы в нашем детском саду.

В  нашем дошкольном учреждении был разработан собственный вариант развивающей среды. К элементам такой среды отнесены универсальные макеты.

Универсальный макет – знак, наводящий детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется сборка игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет наполняется разнообразным предметным материалом. Достоинство универсального макета состоит в том, что он допускает вариативное использование игрушек. При этом задействуются мелкий игровой материал, способствующий разнообразным комбинациям событий, активизирующий комментирующую речь; в ней ребенок поднимается от предметно-ролевых действий до оперирования целостными событиями (их словесного обозначения и лаконичной реализации через физическое перемещение и перекомбинирование игрового материала).

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в  группах, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.

Использование универсальных игровых макетов при создании предметно-развивающей среды групп отвечает следующими принципам:

- полифункциональности (открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей)

- трансформируемости (создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов)

- вариативности проект предметно-пространственной среды каждой группы включены свои универсальные игровые макеты, разрабатываемые педагогами и детьми)

При создании предметно-развивающей среды в МБДОУ № 359 учитывается полоролевая специфика. Игровые макеты групп можно разделить как на универсальные (в которые могут играть и девочки и мальчики), так и на специфичные, привлекающие либо мальчиков («Вокзал»), либо девочек («Кукольный домик»).

Универсальные игровые макеты обладают следующими качествами:

• Полифункциональностью. Макеты могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, что способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;

• Возможностью применения макетов в совместной деятельности. Макеты могут использоваться одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

• Дидактическими свойствами. Макеты несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.

«Универсальные» макеты условно можно разделить на два типа:

1) Макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов. Сюда относятся «Кукольный дом» и «Крепость-замок/дворец», «Квартира», «Зоопарк»

2) Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.

Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).

Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь. «Морское путешествие»

Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей.

Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.

В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Наша улица», «Дорожное движение», «Кукольный домик» Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, появление Бабы-Яги в рыцарском замке.

Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).

При планировании игр с  универсальными макетами педагоги используют и другие приемы:

- Создание  предметно игровой  среды макетов.

 -Придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

 - Презентация дополнительного материала для игры-макета.

- Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

- Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.

- Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.

Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Дорожное движение» предполагает интеграцию следующих областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Художественное творчество».

В качестве ориентиров для создания игровых макетов выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Универсальные игровые макеты педагоги используют  в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной  и чтение.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).

Таким образом, использование универсальных игровых макетов способствует развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей, что решает задачи всех образовательных областей, представленных в ФГТ.

 

 

 

 

 

 

 

© detsad359

Сделать бесплатный сайт с uCoz